Общество. 10 февраля, 10:15
Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и Алексей Тимиргалеев. Фото: Александр Громилин, корр. ИА AmurMedia
Секреты бизнеса

3D туры могут стать новым словом в привлечении туристов в Хабаровский край - Panorama-DV

Алексей Тимиргалеев рассказал о развитии панорамной съемки и восстребованности сегодня интерактивных материалов (МУЛЬТИМЕДИА)

10 февраля, AmurMedia. Виртуальные 3D туры по известнейшим природным и историческим достопримечательностям хабаровского края и краевой столицы вполне могут стать эффективным способом привлечения туристов, считает руководитель студии виртуальных туров Panorama-DV Алекскей Тимиргалеев. В беседе с корр. ИА AmurMedia Евгением Никитенко, он рассказал о возросшем в последние годы спросе на интерактивные материалы, позволяющие зрителю оказаться на месте событий не выходя из собственного дома.

— Алексей, что представляет собой 3D или виртуальный тур?

— Если брать самое простое определение, то это интерактивное отображение реального пространства на экране. Не принципиально, через что смотреть – телефон, планшет, экран монитора или даже кинотеатр. Основной его плюс и отличие от фото или видеоматериалов в том, что в 3D туре появляется возможность самостоятельно управлять углом обзора, появляется интерактив, вы можете посмотреть туда, куда захотите, никто не направляет вас, не заставляет обращать внимание на что-то конкретное. Вы поворачиваетесь в любую сторону, можете приблизить или отдалить заинтересовавший вас элемент. Также относительно недавно в 3D турах появилась возможность вставки фото, текста, аудио и даже видеоматериалов. Если мы, к примеру, говорим о туре по филармонии, можно пустить на фоне классическую музыку, которая будет передавать атмосферу, царящую в помещениях.

— Как ты пришел к идее создания виртуальных туров?

— Несколько лет назад я увидел на "Яндекс.Карты" вкладку "панорама", посмотрел, мне понравилось, как это выглядит, затянула сама задумка, идея, и я заинтересовался, как же это можно сделать самому.

Оказалось, что "YouTube" знает все. Потихоньку-помаленьку я начал учиться создавать такие 3D экскурсии. Поначалу это были пробные панорамы, снятые на взятую у кого-то зеркальную камеру. Тем не менее, со временем начало получаться, и я решил, что с этим уже можно выходить на рынок, тем более, что подобный опыт в мире и в России довольно-таки большой, виртуальные туры еще с далекого 2002 года развиваются, а панорамная съемка вообще при "пленочниках" уже была доступна.

— Как много людей по России и Дальнему Востоку занимаются панорамной съемкой?

— В европейской части России направление 3D туризма развито гораздо лучше, соответственно и людей, которые умеют это делать достаточно много. На Дальнем Востоке тех кто занимается панорамной съемкой, гораздо меньше, у нас виртуальный туризм только начинает набирать популярность. Хотя, конечно, есть ребята, которые так же работают в этой сфере, но их значительно меньше.

— Современные гаджеты уже позволяют делать панорамные снимки где-то градусов на 180. Не станет ли такая техника конкурентом тебе, человеку, который панорамы "клеит" вручную?

— Это вообще не то. Когда я начал делать панорамные туры, то решил, что они будут полными – с углом обзора на 360 градусов, с возможностью посмотреть и пол, и потолок, и все-все-все, чтобы у человека создавалось ощущение полного присутствия. Многие ленятся "заморачиваться" с этим и на полу, где располагается штатив, делают "заплатку" с логотипом, но это же просто отлынивание какое-то от работы, нежелание делать качественно.

Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и Алексей Тимиргалеев

Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко и Алексей Тимиргалеев. Фото: Александр Громилин, корр. ИА AmurMedia

— Само понятие тура, лично для меня, подразумевает, что я не просто стою на месте, а передвигаюсь по разным пунктам. Сколько точек обзора должно быть, чтобы полноценно представить организацию?

— Ты прав, "3D тур" само по себе название весьма абстрактное – для небольшого заведения – маленькой пекарни, будет достаточно одной панорамы, позволяющей оглядеться по сторонам, там не будет точек перехода, но этого все равно хватит, чтобы полноценно познакомиться с заведением.

Что касается уже упомянутой мной филармонии, то здесь уже можно сделать достаточно много видовых точек, чтобы всесторонне раскрыть помещение.

Как вообще складывается расчет 3D тура? Мы выбираем помещение, которое будет интересно посмотреть пользователям. Начинаем с улицы, чтобы у зрителя был ориентир на местности, понимание того, где именно в городе находится заведение, про которое мы рассказываем. Следующая точка – входная зона, зачастую это фойе. Далее смотрим, какие зоны мы хотим показать, подсобные помещения для работников, естественно мы демонстрировать не будем, так как у зрителя, во-первых, не будет возможности туда попасть в реальной жизни, а во-вторых, ему это и не особо интересно, поэтому выбираем наиболее яркие, говорящие места. Тот же концертный зал филармонии. Здесь, кстати, можно "поиграть" с видами, например, сделать точкой сцену – человек на сцене может никогда и не оказаться, но вот увидеть зал глазами артиста ему наверняка будет интересно.

— С такой спецификой работы тебе наверняка часто открываются двери или места, которые обычному фотографу просто недоступны. Были какие-то самые запоминающиеся панорамы?

— Сложно сказать. Каждая панорама, каждый тур по-своему уникальны. Положа руку на сердце, как-то больше запомнились именно некоммерческие вещи – тот же проект по крышам, высотным объектам города. Это места, куда людей обычно под строжайшим запретом не пускают: крыша Дома радио или чердак Театра драмы. Это было и вправду очень увлекательно.

— Но ведь сфера применения виртуальных туров не ограничивается только демонстрацией заведения, где их вообще можно применить?

— Сфера применения туров весьма обширна. Если мы говорим именно о рекламе, привлечении клиентов, то основными направлениями являются гостиничный бизнес, заведения общепита, медицины, спорта, образования, к примеру, те же учебные центры – мама, перед тем как записывать куда-то ребенка, сможет заранее все посмотреть и решить, нравится ей здесь или нет — все перед глазами. То же с гостиницами – человек может вообще находиться в другом городе, подыскивать себе жилье, а здесь, пожалуйста – зашел на сайт, посмотрел интерьеры, как будто сам там уже побывал.

Кстати, к вопросу о прикладном использовании туров, есть такой интересный факт – существует весьма успешный опыт применения 3D туров в области недвижимости. Люди приходят в риэлторскую компанию и могут, озвучив собственные критерии, сразу "пройтись" по предложенным вариантам. Тур позволит покупателям и продавцу сэкономить уйму времени, вместо того, чтобы куда-то ехать и, вполне возможно, остаться недовольным результатом поездки или разочароваться от того, что в реальности объект выглядит хуже, чем на фото, сделанных исключительно с идеальных ракурсов.

— Но это ведь довольно кропотливая работа и массовую съемку квартир вот так сходу сделать не выйдет?

— У меня уже сейчас в планах закупка оборудования, которое позволит намного упростить работу. Да, чуть-чуть пострадает качество, но для презентации квартиры или дома его хватит "за глаза", зато сроки будут в разы меньше, как и себестоимость съемки. Так что для сферы недвижимости я сейчас готовлю отдельное предложение.

— Были необычные заказы, когда просили сделать не просто экскурсию с целью презентации или пиара, а для чего-то из ряда вон?

— Совсем недавно ко мне обращалась женщина, которая спрашивала, есть ли возможность в 3D тур встроить элементы игры, вставить каких-то драконов, квесты, как-будто мы в реальном пространстве ходим и побеждаем злодеев. Таким мы пока не занимаемся и я вообще не уверен, что такое возможно… знаю, есть опыт по квест-играм, когда в туры вставляют элементы головоломок, сам я этого не делал и не знаю, насколько это интересно или успешно, поэтому комментировать не буду.

— Я знаю, что ты не стоишь на месте и сейчас у тебя на подходе новый проект, призванный рассказать о наших дальневосточных заповедниках в формате 3D экскурсии. Что тебя сподвигло перейти на заповедники?

— Идея сделать виртуальные путешествия по интересным природным объектам пришла ко мне на Форуме "Амур". Туда я изначально поехал с проектом по созданию виртуальной экскурсии по Хабаровску для туристов, но в процессе своего обучения там немного доработал идею, мне показалось, что лучше будет сделать некую туристическую карту всего Дальнего Востока, на которой были бы не только фотографии, текст, видеофильмы, но и 3D экскурсии по знаменитым природным объектам, как Дуссе-Алинь, Амурские столбы, Анюйские столбы, пещеры, которых у нас в крае тоже достаточно много. Конечно, есть любители полазить, попутешествовать, но их достаточно мало, не все могут позволить себе куда-то выбраться, а мы дадим людям возможность побывать в этих местах, познакомиться с ними поближе, и если им понравится увиденное, то, возможно, это станет стимулом приехать и узреть все вживую.

Алексей Тимиргалеев

Алексей Тимиргалеев. Фото: из личного архива Алексея Тимиргалеева

На форуме я резко переключился на этот проект и, наверное, просто не смог его вовремя переработать и правильно преподнести. Да еще и тот момент, что смена была "Города будущего", не сильно ориентированная на край, во многом поэтому проект не получил поддержку и "не пошел". Но желание осуществить его осталось, и так произошло, что впоследствии удалось начать сотрудничество с "Заповедным Приамурьем", курирующем ряд заповедников, заказников и национальных парков. Им интересно сделать 3D экскурсии по "своим" заповедным территориям, чтобы демонстрировать их туристам, чтобы люди, заглянув на сайт, могли видеть, что есть интересного и красивого в крае.

— Это все здорово, как концепция, и выглядит все достаточно многообещающе, если поддержка будет. Но, если говорить предметно, есть ли уже какие-то успешные примеры применения подобных виртуальных экскурсий для развития туризма?

— Однозначно, виртуальные туры — это шаг вперед по сравнению с обычными фоторепортажами, в разных частях земного шара есть команды, которые живут на пожертвования пользователей, при этом путешествуют по всей планете и делают виртуальные экскурсии по достопримечательностям со всего мира. Они используют дроны, летают на вертолетах – все очень масштабно, в коллекции этих команд есть и Ниагарский водопад, и Египетские пирамиды, и Китайская стена, даже Хабаровск во время наводнения.

— Но при этом ты не оставил идею сделать тур по городу?

— Где-то год назад я обращался в краевое управление туризма, были с ними контакты, я предложил совместно сделать виртуальный тур по главным городским туристическим маршрутам. Чтобы при входе на сайт администрации или правительства туристы могли посмотреть основные достопримечательности краевой столицы, узнать, что у нас есть. К этому можно было бы "прикрутить" аудиогид, да и многое другое.

Только представь – ты оказываешься в исторических местах города, не выходя из дома, можешь оглядеться по сторонам, а это все сопровождается еще и исторической справкой.

— Но тогда люди из правительства мне ответили, что у них есть другие задачи и приоритеты. Впоследствии было очень много коммерческой работы по заведениям Хабаровска и этот проект я отложил, но никогда не забывал о нем полностью. Думаю, что в скором времени уже с доработанным проектом я обращусь в администрацию города, расскажу, как я это вижу, посмотрим, насколько это будет интересно муниципалитету. Возможно, что-то из этого и выйдет.

Студия виртуальных 3D туров Panorama-DV

сайт: panorama-dv.ru

тел.: +7 (924) 311-55-00

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia