Историю делают люди. Из их судеб, сложенных в том или ином порядке, вырастает история крупных компаний, история целых государств. Но за каждым человеком, посвятившим большую часть своей профессиональной жизни одному предприятию, стоит своя, не менее интересная и увлекательная история. И таких работников в хабаровском филиале Дальневосточной распределительной сетевой компании немало, сообщает ИА AmurMedia.
История Рудольфа Борисовича Терехина, ветерана "Хабаровскэнерго", заслуженного работника Минтопэнерго РФ, энергетика с более чем 40-летним стажем, началась в далеком 1962 году. Молодой парень, только отслуживший в армии, был принят в сетевой район №2 на должность электромонтера 5-го разряда. Тогда его база располагалась на подстанции "ХЭС", кабинет начальника и мастерская размещались в бывшей проходной центра питания.
— В то время в ведении нашего предприятия находилось 230 километров воздушных линий 35-110 кВ, большая часть из которых была проложена его же работниками. И, поскольку линии были новые, руководством было принято решение, что обслуживать их в полном объеме нет необходимости, поэтому бригады электромонтеров занимались лишь их обходами и осмотром. В основном, передвигаться приходилось пешком, но для обхода ВЛ-110 кВ "Корфовская-Сита-Обор-Мухен", протяженностью почти в 100 км, в одном из местных леспромхозов для нас все же были приобретены две лошади. Но позже от них мы отказались: мужики занимались побочными заработками, несмотря на категорические запреты и строгие выговоры. Иногда мы прибегали к помощи вездеходов и даже вертолетов, если дело доходило до труднодоступных мест и не было возможности доставить к месту аварии ни людей, ни материалы иным способом, — вспоминает Рудольф Борисович.
Обходчиками электромонтёры оставались около трех лет, до тех пор, пока на одной из новой ВЛ-35 кВ "Горький-Сергеевка" в течение лета 1965 года не сгорело друг за другом восемь деревянных опор.
— А все произошло из-за дефектов в изоляции. И чтобы впредь избежать подобных случаев, мы, наконец, начали исполнять свои прямые обязанности и занялись эксплуатацией: производили замеры изоляции, проверяли степень загнивания опор и тому подобное. Кстати, из-за того, что в шестидесятых годах прошлого века все опоры были деревянные (первые железобетонные конструкции появились у нас лишь в 1972 году), на которых монтировались фарфоровые изоляторы плохого качества, работы нам более чем хватало, — продолжает ветеран отрасли.
Спустя два года, в 1967-м, на энергопредприятии была создана служба линий, возглавить которую предложили молодому специалисту Терехину, успевшему зарекомендовать себя как крепкого профессионала, любящего свое дело. К этому времени электрохозяйство энергокомпании увеличилось почти в четыре раза и составило более 860 км воздушных линий 220-110-35 кВ.
— ВЛ-220 кВ "РЦ – Биробиджан" с воздушным переходом через реку Амур, введенная в эксплуатацию в 1965 году, была для своего времени уникальной. Строительство самого перехода по разработанному ленинградским отделением "Теплоэлектропроекта" заняло чуть больше года, в течение которого энергетикам удалось проложить более трех километров линии с пролетами между переходными опорами в 1523 и 1700 метров. Промежуточные опоры высотой под 150 метров были выполнены из стальных бесшовных труб, вес каждой из них составлял почти 300 тонн! В качестве токопроводящего провода на переходе был смонтирован стальной оцинкованный канат весом в 175 тонн, — с гордостью делится своими воспоминаниями энергетик.
Рассказать о легендарном переходе через не менее легендарную дальневосточную реку в те годы было много желающих. Корреспонденты со всей страны регулярно посещали масштабный даже по меркам Советского Союза энергообъект.
— Однажды к нам прибыл журналист из газеты "Известия", который хотел сделать живописные снимки опор перехода. Директор, помню, вызвал меня и сказал, что нужно подобрать толкового электромонтера, которого не стыдно стране показать, и сопроводить корреспондента на правобережную опору. Сказано – сделано. Впоследствии к нам присоединился и фотокорреспондент местной "Тихоокеанской звезды". Прибыв к опоре, газетчики начали подъем, а мы с моим работником – следом. На отметке 50 метров расположена площадка для отдыха персонала, обслуживающего ВЛ. Так вот на этой площадке мой электромонтер, ухватившись за перила ограждения, сказал, что дальше ни за что не полезет, так как боится ее высоты, чем очень меня удивил. Ведь на обычных деревянных опорах он выполнял самые рискованные работы без какого-либо страха и сомнений. Пришлось извиняться перед журналистами, спускаться и искать другого, более сговорчивого специалиста, — смеется Рудольф Борисович.
1968 год. Объем ремонта линий электропередачи вырос в несколько раз, персонала службы линий энергокомпании уже не хватало на выполнение всех работ: участки выводились один за другим. Поэтому ее директор принял единственное правильное в тех условиях решение: к подготовительным мероприятиям, таким как ошкуровка бревен, необходимых для замены поврежденных траверс и отпаек, привлекать практически весь персонал Хабаровских электросетей.
— Бревна шкурили и работники службы связи, и релейщики – в общем, все те, кто был не сильно загружен исполнением своих обязанностей. А дерево с леспромхозов тогда порой шел целыми составами, всем вместе нам приходилось трудиться месяцами, чтобы успеть заготовить как можно больше материала. Наши женщины работали наравне с мужчинами, потому что осознавали всю серьезность ситуации. Но, в конце концов, стало ясно, что деревянные опоры в нашем климате не выслуживают положенный срок, выходят из строя раньше времени и нам срочно нужно что-то предпринимать. Так, началась эпоха железобетонных опор. Первым на очереди масштабной реконструкции стал переход через р.Амур — ВЛ 220 кВ "РЦ – Биробиджан". За пять лет – с 1972 по 1977 годы – железобетон полностью заменил дерево, — рассказывает почетный работник Хабаровских электрических сетей.
… Последующие годы работы опытного энергетика Рудольфа Борисовича Терехина были не менее увлекательными и богатыми на истории, о которых мы расскажем в других материалах.