"Белый театр" в Хабаровске существует более 27 лет и основателем его является режиссер Аркадий Раскин. История "белоснежного" храма Мельпомены началась с капустников в тогда еще существовавшем, хабаровском Доме Актера. Режиссер и группа молодых лицедеев, неудовлетворенных творческой атмосферой в государственных учреждениях, собирались и раздумывали над созданием молодежного экспериментального театра. Спустя некоторое время родилась "Драматическая труппа Дома Актера".
В 1988 году помещение Дома Актера закрылось на капитальный ремонт и после скитаний по разным площадкам, Аркадию Раскину пришла идея о создании своего Дома. Для осуществления этой мечты пришлось пойти на отчаянный шаг: актеры выгрузили свой театральный скарб на площадь перед зданием хабаровской администрации и сыграли там спектакль "Сказ о царе Максе Емельяне". В итоге, отсидев на площади еще два дня и ночь в окружении милиции, театр получил в аренду помещение, где и обитает до сих пор.
Белый театр. Фото: Алексей Тимиргалеев
Как и много лет назад, "Белый театр" является камерным, домашним и очень комфортным и для зрителя, и для людей, которые здесь работают. В создании этой уникальной атмосферы, большую роль играет фойе, наполненное разнообразными предметами интерьера, волшебными картинами и необычными штучками.
Ты будто попадаешь в дом дедушки-профессора, который прожил длинную и насыщенную жизнь, наполненную разного рода страстями. Он встречает тебя в темно-бордовом шлафроке, домашних туфлях и с трубкой, от которой пахнет дорогим табаком и сандалом. Достает из старинного буфета фарфоровые чашки, усаживает тебя за стол и рассказывает о тех местах, где он побывал, людях с которыми был знаком и чувствах, что пережил когда-то.
Китайская ширма, которая привезена из самой густонаселенной страны во время советско-японской войны, уже тогда была "пожилым" предметом, а сейчас это практически раритет.
— В 90-е, когда все повально переходили на мебель из новых материалов, очень многое продавалось и выбрасывалось. Были актуальны талоны на водку, вот их-то мы и меняли на разные предметы интерьера, – вспоминает художественный руководитель "Белого театра" Андрей Трумба.
Например, отлично сохранившийся буфет был найден на задворках частного сектора в центре города. Как вспоминает Андрей Трумба, он принадлежал не самой благополучной семье. И помимо "шифоньера" у них имелись абсолютно потрясающие кресла.
— Казалось, это были какие-то царские кресла! Большие, красивые, с подлокотниками в виде львов. Мы предлагали им талоны на горячительное и даже деньги, но семья заявила, что сами будут восседать на "тронах".
Раньше практически во всех спектаклях использовались имеющиеся предметы интерьера. Введь вещи, у которых есть история, несут абсолютно иную энергетику и создают некую магическую атмосферу. Да и сейчас,это не просто музейные экспонаты — ими могут пользоваться гости театра и иногда их задействуют в постановках.
Невероятной красоты настенный "хронометр" с механизмом французских часов, украшенный художником театра Андреем Теном. "Куранты" были действующими до прошлого года, но, к сожалению, в какой-то момент остановились, а мастеров, которые в состоянии их починить, в городе уже, наверное, не осталось.
Отчего же все-таки этот театр — "Белый"? Все дело в пустом пространстве вместо привычной сцены. Здесь отсутствует четкая граница между актером и зрительным залом. Это такой чистый лист, где артист, как художник, своей игрой создает картину и кладет ее на ладонь зрителю. Кажется даже, что лицедей ведет задушевную беседу с глазу на глаз с каждым отдельно взятым человеком.
— Это специфика нашего театра. Актер просто не может соврать, ибо находится в непосредственной близости со зрителем. Есть даже такие спектакли, в которых публика может принять участие, – отмечает художественный руководитель.
На данный момент в театре целых двенадцать рабочих спектаклей, а некоторые из которых были созданы более 15 лет назад. А все потому, что постановки не "выбрасываются" из репертуара. И пока у актеров есть возможность играть, то спектакль будут показывать. Есть старейшие постановки: "Пейзаж","Контрабас" по произведению Патрика Зюскенда и "Раздетые" по Жоану Казасу, премьера которого была в 1999 году.
Из свежих спектаклей — это трилогия не так давно открытого театром якутского драматурга Сиэна Екера "Джунгли", "Апокалипсис или бог из камеры номер…" и "Над водой смерти". Кроме того, можно увидеть "Провинциальные беседы", в котором заняты вся актерская труппа.
— Одну пьесу якутского драматурга мы нашли сами, а две другие он уже сам перевел для нашего театра, – добавил Андрей Трумба.
Когда приходят зрители, в старенький проигрыватель ставится пластинка, и фойе погружается в необъяснимую, но невероятно приятную атмосферу.
Кстати, у "Белого театра" есть свой домовой. Зовут его Кузя, и все работники театра, приходя, обязательно приветствуют хозяина. Художественный руководитель уверен, что Кузьма как ангел-хранитель бережет театр и всех его обитателей.
Возможно, не каждый сможет почувствовать, разглядеть и понять какое именно "лицо" у "Белого театра", но попробовать определенно стоит.
Белый театр. Фото: Алексей Тимиргалеев
Текст: Кристина Балкивская
Фото: Алексей Тимиргалеев