Его можно встретить на одной из Хабаровских улиц. Он быстро говорит, много улыбается и, казалось бы, совсем не похож на загадочного фокусника с томным взглядом и таинственной полуулыбкой. Тем не менее, он может назвать имя твоей первой любви, заставить монету телепортироваться и "уговорить" игральные карты поменяться местами. Престидижитатор Вадим Ивачёв рассказал корр. ИА Amurmedia как это — дарить людям магию.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Вадим, расскажи, как становятся фокусниками?
— Всю жизнь меня притягивало все загадочное и таинственное, но, что стану фокусником, я никогда не подозревал, если честно. Началось все с работы администратором в питерском магазине фокусов, в который я попал случайно. Торговля там шла по европейскому типу: консультанты не просто продавали, а устраивали маленькое представление для всех проходящих мимо. За полтора года я насмотрелся на всевозможный фокусный реквизит, познакомился с разными людьми и сам начал практиковать некоторые трюки. По прошествии пяти лет вернулся в Хабаровск, где решил открыть свой магазин трюкового инвентаря "Иные" и вплотную заняться выступлениями, благо опыта на тот момент накопилось предостаточно.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Какие трюки были первыми? Самые простые? Детские?
— Именно так. Это были трюки из реквизита магазина, в котором я работал. Но знаешь, я понял такую штуку: простые фокусы удивляют человека намного больше, чем многоступенчатые высокотехнологичные выступления. Например, ты выходишь к людям с одной только колодой карт, зрители выбрали карту, сами перемешали, ты ее практически не касался и в итоге предсказал ту самую. У аудитории полный восторг!
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— А какие фокусы самые сложные?
— Самые технически сложными фокусами считаются трюки с монетой, которые тоже хороши своей простотой. Монетка небольшая и есть сотни способов сделать с ней "магию": она будет летать, испаряться, перемещаться и так далее. Лично мне пришлось долго вырабатывать это мастерство. И я до сих пор постоянно тренируюсь – в этом плане совершенству нет предела. Но начинать всегда нужно с малого. Многие пытаются дебютировать со сложными фокусами, быстро разочаровываются и бросают это дело. А ведь для начала надо досконально изучить все аспекты этого искусства.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— А какие это аспекты, на чем строится такая "магия"?
— Первое и основное – умение управлять человеческим вниманием. Если фокусник говорит "А сейчас наблюдаем за дамой пик!", то это он переключает внимание от некоего секретного движения, которое должно привести к кульминации трюка. Второе – форсирование, другими словами – навязывание. Допустим, я предлагаю тебе выбрать карту, и ты думаешь, что делаешь это по собственной воле. Однако я некоторыми манипуляциями подталкиваю тебя остановиться на той карте, которая мне нужна.
Людям необходимо показывать магию! Демонстрировать действительно необъяснимые вещи.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Прям-таки управление сознанием! А третий пункт есть?
90% успеха выступления заключается в подаче. В какую историю ты завернешь свой трюк, сумеешь ли выстрелить шуткой и как будешь при этом выглядеть.
— Конечно, это демонстрация. Очень важно "завернуть" каждый фокус в красивую обертку и преподнести зрителю как интересную историю. У каждого фокуса есть миллионы вариаций и в этом плане все зависит от конкретного фокусника. Плюс необходимо вовлекать в процесс выступления зрителей. Если человек не вовлечен в фокус, он в итоге не удивится.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Наверное, ты прошерстил множество литературы и других материалов на тему трюкачества?
— О-о-о! Целые горы, если честно! За семь лет увлечения фокусами я просмотрел просто тонны информации по этому поводу. Много анализировал, переносил на себя. Например, один фокус я пять лет назад делал так, а теперь совершенно по-другому. И видоизменился он благодаря полученным знаниям.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Полагаю, кроме знания теории, необходимо обладать еще какими-то особенными качествами?
— Артист такого жанра должен быть мега-внимательным, ведь в процессе фокуса ты обязан следить за каждым словом и движением зрителя. Харизматичным, для того, чтобы во время демонстрации трюка зритель был к тебе расположен. Еще не плохо, было бы иметь достаточный уровень интеллекта: чем он выше, тем больше возможностей развить свое искусство.
— А хорошие физические данные важны?
— Абсолютно не важны. В магии много разных жанров, в которых ты можешь применить все возможности своего тела. Есть, например, ментализм. Это фокусы с "ясновидением": чтение мыслей, телекинез. Здесь вообще не нужны никакие предметы, ты можешь выступать, используя только вербальную активность.
Фокусы – это искусство. Причем очень оригинальный его жанр, имеющий массу ответвлений, от детской магии до "вizarre magic".
— Значит, фокусники тоже бывают разными? А какой ты?
— Мой жанр называется "close up". Это некий интерактив со зрителем, то есть я выступаю не издалека со сцены, а нахожусь в непосредственной близости и в постоянном взаимодействии с людьми. Я считаю, что именно так делается магия. Еще в каждом номере стараюсь использовать юмор, чтобы наполовину он был таинственным, а наполовину забавным. Это мой маленький секрет.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Часто попадаются особо въедливые личности, которые требуют раскрыть таинство фокуса?
— Очень часто, буквально через раз! Вообще люди делятся на два типа. К первому относятся те, кому не особо интересно, в чем "фишка" трюка, они просто получают удовольствие от зрелища. А второй тип – сверхинтересующиеся. С таким вредным зрителем я борюсь следующим образом: задаю простой вопрос "Ты умеешь хранить секреты?". Он кричит "Конечно!", а я отвечаю ему "Круто, я тоже!".
Показывая фокусы, я не имею цели показать свое превосходство, типа, какой я крутой и ловкий. Моя цель удивить человека, поднять настроение, доставить радость.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Перстни, кулон, браслет – это твой стиль или антураж артиста?
— Если ты обращала внимание, то у большинства фокусников всегда много атрибутики на руках. Это для отвлечения внимания. Все яркое, что цепляет глаз зрителя, помогает артисту выполнить тот или иной трюк.
Фокусами или трюками я называю номера, которые демонстрирую. А "магия" — это то, что происходит в головах у людей. Есть такой очень хороший фокусник — Илья Ларионов, у него я позаимствовал такую фразу "Довести человека до восторгазма". Неважно, какой номер ты показываешь, но в конце наступает "эффект престижа", "точка вау", которую ты нажимаешь — и у зрителя просто взрывается мозг!
— Ты и артист, и продавец, и фокусник. И чтец, и жнец!
— А еще пиарщик, бухгалтер и предприниматель. Все эти ипостаси отлично уживаются во мне. Магазин работает уже 2,5 года, у меня наработана своя клиентская база — люди ко мне приезжают даже из других городов. Сейчас я начал обучать других престидижитаторов своим номерам и программам, при этом сам постоянно развиваюсь как фокусник. Считаю, что так и должно быть.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Кажется, это не может не мешать личной жизни…
— Я не женат, но живу с подругой. Работы у меня, конечно, куча. И выступления, и магазин сжирают невероятное количество времени и сил. К тому же, дома постоянно валяются какие-то фокусные предметы: фальшивые пальцы, дополнительные руки, бесконечные колоды карт, платки, монеты и еще множество всего. Но девушка пока терпит, вроде.
Фокусник. Фото: Алексей Тимиргалеев
— А родители не говорят: "Слушай, Вадим, тебе 29 лет, кончай дурью маяться и найди уже себе взрослую работу!"?
— Родители у меня молодцы, они всегда поддерживали меня в этом плане и понимали, что чем бы я ни занимался в этой жизни, это полезно для меня и моего будущего.
Близкие видят те невероятные эмоции, которые я дарю людям и которые получаю сам.
— Как ты считаешь, почему люди любят фокусы?
— Потому что всем хочется верить в чудо. Фокусник помогает пробудить фантазию, расшевелить воображение. Для взрослых это еще и возвращение в детство, в то время когда ты еще не забил свою голову шаблонами и не разучился по-настоящему удивляться.