Бизнес. 23 октября 2016, 14:30
Лариса Касьян на праздновании Дня воздушного флота на аэродроме в Черемхово . Фото: Лариса Касьян
Секреты бизнеса

Девушка. Небо. Самолеты: История истинной страсти и дела жизни Ларисы Касьян

Как 28 лет назад девочка из Благовещенска начала строить свою лестницу в небо (ФОТО)

23 октября 2016, AmurMedia. История о том, как небо стало точкой пересечения любви к полетам и коммерческих планов удивительного авиатора из Благовещенска Ларисы Касьян. Как живется и о чем мечтается легкой на подъем малой авиации, рассказывает ИА AmurMedia.

Мне бы в небо

Лариса Александровна Касьян

род занятий: пилот-инструктор и финансист

должность: учредитель и гендиректор ООО "Иволга", директор общественной организации активного отдыха и спорта "Экстремальный Здоровый отдых на природе", кандидат экономических наук, автор и координатор многочисленных социальных проектов, связанных с авиацией.

возраст: 42 года

образование: дизайнер, строитель, экономист и пилот-инструктор

Все началось в 1988 году, когда 14-летняя девочка, недавно переехавшая с семьей в Благовещенск, увидела в автобусе объявление о наборе мальчиков и девочек в аэроклуб.

— Я туда сходила один раз и — влюбилась в авиацию на всю жизнь. Вот так сразу и навсегда. Полеты — это и моя страсть, и дело моей жизни, и мой главный стимул к движению вперед, — признается Лариса Касьян. — Хорошо, что сейчас есть возможность хоть каждый день подниматься в небо.

В этом клубе она провела много счастливых дней, наполненных мечтой о полетах, оттачивала знания, навыки и волю, приобрела друзей и знакомых. Поэтому неудивительно, что созданный ею и группой единомышленников в 2004 году новый клуб, в дальнейшем выросший в целый "Аэроград "Приамурье", стал данью благодарной памяти о детской мечте. Очень уж Ларисе Касьян и ее неравнодушным друзьям хотелось приобщить к любимому делу изнывающих от скуки и безделья мальчишек и девчонок.

День воздушного флота, 2016 год. Лариса Касьян с соратниками по аэрограду

День воздушного флота, 2016 год. Лариса Касьян с соратниками по аэрограду . Фото: Лариса Касьян

Сейчас в аэрограде "Приамурье" работают несколько направлений. Первым по старшинству идет клуб пилотов. Второй клуб – парашютный, где помимо привычных прыжков занимаются еще и купольной акробатикой, третий – это радиомодельный клуб — с тренажерами для будущих пилотов и квадрокоптерами, а четвертый, туристический, работает под руководством авиаспасателей Благовещенска. Здесь учат многому, например, как не растеряться в экстренной ситуации и оказать первую медицинскую помощь.

1 / 5

А уже после аэрограда в дело, кажется, вмешалась сама жизнь, и увлеченность полетами, раскрывшая многим возможности легкомоторной техники, постепенно сформировалась в настоящую потребность в услугах малой авиации. Именно поэтому в 2013 году возникло ООО "Иволга", работающее на арендованной легкомоторной технике. Эта "птичка" занимаются только деловыми перелетами, мониторингами и исследованиями.

Так в одном замысле удачно сошлись любовь к легкокрылой авиации и коммерческие перспективы.

На крыльях "Иволги"

Возможности малой авиации широки и разнообразны. Пилоты могут осуществлять не только деловые перелеты, но и мониторинг, к примеру, деятельности заповедников, проводить различные исследования по выполнению природоохранных и других задач. Бывали случаи, когда пилоты на частных самолетах обнаруживали пожары, просящих помощь людей, раненых животных, незаконные вырубки. Причем эту информацию они передавали абсолютно безвозмездно.

— У меня два образования, необходимые для работы в этой области: экономическое и авиационное. Во взрослом возрасте я пошла учиться в Калужское авиационное училище и получила диплом пилота-инструктора, — говорит Лариса Касьян. – А начинать бизнес пришлось, вложив собственные и кредитные средства. Пока они не окупились, но для этого не так уж много времени прошло. Сейчас один наш летный час стоит 12 тысяч рублей.

Лариса Касьян в кабине Як-52, с которого и началась ее работа пилота-инструктора

Лариса Касьян в кабине Як-52, с которого и началась ее работа пилота-инструктора. Фото: Лариса Касьян

У малой авиации большое будущее и особая миссия, убеждает Лариса Касьян. Если из Благовещенска до Хабаровска на поезде от 9 до 14 часов, то на легкомоторном самолете дорога займет всего 3 часа. А главным конкурентным преимуществом в сравнении с большой авиацией становится как раз-таки размер. Там, где не хватает места грузным большим самолетам, его с лихвой хватит легкой авиации. Так малые, но шустрые "птички" вносят свою лепту в развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.

Но только этим все плюсы не исчерпываются.

— Легкомоторные самолеты неприхотливы и практичны, так как работают на автомобильном топливе, мобильны, так как садятся практически на любую горизонтальную поверхность. Все, что нужно для посадки, это 600-700 метров расчищенной площадки. Причем специального обустройства, скажем, бетонирования и, соответственно, больших затрат эти посадочные площадки не требуют. Многие из них, кстати, сохранились еще с советских времен, и практически в каждом селе еще остался хоть один авиатор, — рассказывает Лариса Касьян.

Кстати, сейчас действующих взлетно-посадочных площадок для малой авиации на Дальнем Востоке по пальцам пересчитать, и концентрируются они по преимуществу на юге региона: в Амурской области, Хабаровском крае, Приморье и на Сахалине. А может и должно быть их намного больше, учитывая обширнейшую дальневосточную географию.

1 / 10

"Иволга" пока не владеет собственным авиапарком, все машины взяты в аренду. Это 6 самолетов, среди которых популярные в малой авиации страны модели Сеssnа-172 и Сеssnа-180. В случае необходимости взять в аренду можно и вертолеты.

Все арендуемые самолеты — ресурсные, то есть не новые, но прошедшие капитальный ремонт и модернизацию. Год выпуска — от 1974 до 1982. По словам Ларисы Касьян, для легкомоторных самолетов это нормальный срок жизни.

— Сейчас срок эксплуатация легкомоторных самолетов определяется по его техническому состоянию, — говорит она. — Самолет считается годным до тех пор, пока он выдерживает необходимые нагрузки. А удостоверяют этот факт сертифицированные летчики-испытатели, которые приезжают к нам ежегодно и проводят освидетельствование летной годности. Они в полете испытывают технику на предельные значения тех характеристик, которые заявлены в документации. Если в полете машина чувствует себя нормально, значит, самолету разрешат летать и дальше, если нет — вводят ограничения либо вообще запрещают летать. У нас никаких прецедентов не было, и, насколько я знаю, на Дальнем Востоке тоже.

О собственном и к тому же новом парке она, как и любой авиатор, мечтает, но как финансист хорошо понимает: с этим придется подождать. К примеру, новенькая Сеssnа стоит сейчас от $600 тысяч, да и ресурсная, хоть и в разы дешевле, но все равно обойдется очень недешево.

Тем не менее объемы парка легкомоторной авиации в Амурской области растут год от года. Казалось, еще совсем недавно, в 2012 году, они были единственными, кто мог похвастаться перелетом на малом самолете, а сейчас в области насчитывается 25 частных машин, объемы деловых перелетов за 4 года выросли в 2,5 раза.

В небе все профессии считаются мужскими. Но конкуренции эта женщина редкой неженской профессии не боится совсем:

— Конкуренция — это лучшее, что вообще может дать рынок. Главное, чтобы она была честной, а не основанной на кулуарных играх. Здоровая конкуренция стимулирует спрос и способствует улучшению качества услуг. Так мы сможем делать больше, нежели делаем сейчас.

Впрочем, несмотря на растущий спрос, соперников в Амурской области у "Иволги" практически нет. И вряд ли появятся скоро, что позволяет без спешки строить новые планы на будущее.

— Думаю, со временем, когда мы займемся пассажироперевозками, мы сможем предложить нашим клиентам значительно более выгодные цены к существующим предложениям авиакомпаний. Экономия может составить около 40% , — говорит она.

Близкие горизонты

Авиатор просто обязан быть мудрым и спокойным — сама профессия не оставляет места для суеты и паники. Слишком многое видно сверху и слишком высока цена ошибки.

— Думаю, главное в жизни любого человека – это правильно определить цель и заставить себя двигаться к ней. Не получается пройти много шагов – сделай один на пути к цели, но каждый день, — говорит Лариса Касьян. — Для меня не существует слова "проблема" — есть нерешенные еще вопросы. Стоит только для себя решить, как и что ты будешь делать, как выстраивается схема действия, и вы видите, как вопрос решается.

Если нет опыта, ты начинаешь учиться, не хватает людских ресурсов — начинаешь их искать, расширяешь круг знакомых и единомышленников, не хватает знаний – значит, берешься за изучение законов, листаешь техническую и методическую литературу, учишь язык.

И в жизни Ларисы Касьян все складывается по вере ее. Хотела стать профессиональным пилотом, и стала, не обращая внимания на недетский возраст. Хотела увлечь детей техникой и полетами в небо, и не сразу, по камешку, собрав друзей, удалось построить целый аэроград. Хотела, чтобы "Иволга" расправила крылья, и она взлетела.

Правда, сейчас справляться с встречными потоками стало нелегко. Кризис "подрезал" крылья не только малому авиационному бизнесу, но и большому, заставляя отказываться от намеченных было планов по пополнению парка и расширению услуг.

— Мне бы очень хотелось, чтобы нашим планам развития малой авиации благоприятствовала удача, чтобы нашелся серьезный инвестор, который бы понимал, что такое перспективы воздушных перевозок малыми воздушными субами, и захотел бы реально помочь. Неважно, будет это государственно-частное партнерство или чисто коммерческий проект, — говорит Лариса Касьян. — Очень обнадеживает, что Китай развернулся в нашу сторону и планирует масштабные долгосрочные проекты сотрудничества с дальневосточными территориями. Хотелось бы, конечно ,чтобы такой проект был чисто российского производства – от конструкции самолета до регистрации предприятия. И почему бы нам в этих условиях не заявить свой ресурс? Мы бы могли перейти на совершенно иной уровень качества обслуживания. Амурскую область от Китая отделяет только 800 метров по Амуру, и перед нами открываются широкие возможности международных перевозок: маршруты Благовещенск-Хэйхэ и Благовещенск-Харбин.

Лариса Касьян осматривает место, где будут разворачиваться в полете легкомоторные самолеты

Лариса Касьян осматривает место, где будут разворачиваться в полете легкомоторные самолеты. Фото: Лариса Касьян

Очень бы хотелось, конечно, подчеркивает Лариса Касьян, чтобы проекты взрастали на собственных машинах, чтобы ресурс Дальнего Востока, желание пилотов, которые иногда эту работу готовы просто за горючее выполнять, не пропадали втуне. Чтобы государство наконец-то разглядело большую ценность и эффективность малой авиации.

Татьяна Станиславовна Новиковская
Татьяна Станиславовна Новиковская

пилот-инструктор в Хабаровском крае

Автор фото: Татьяна Новиковская

Перспективы развития легкомоторной авиации на Дальнем Востоке, конечно, есть. Нашей стране с ее просторами без авиации еще по крайней мере лет 50 не обойтись. Особенно этот вопрос актуален для Дальнего Востока и Восточной Сибири. И люди на аэродромах держат свои частные самолеты не для забавы, а для того, чтобы перемещаться между городами Дальнего Востока быстро и без особых проблем. И таких людей с каждым годом становится больше. Затрудняет вопрос то, что в России до сих пор не появилась полноценная индустрия малой авиации. А нам самолеты нужны разные, так как легкомоторная авиация служит разным целям. Людей надо учить летать, надо, чтобы они понимали, что небо — это огромное счастье и огромная ответственность.

Владимир Алексеевич Новиков
Владимир Алексеевич Новиков

заместитель начальника Дальневосточного центра подготовки авиационного персонала по учебной части

Автор фото: сайт ДВЦПАП

Скажу прямо: с моей точки зрения, коммерческое применение легкомоторной авиации на Дальнем Востоке, небесспорно. А вот с точки зрения воспитательной, патриотической трудно переоценить вклад пилотов-энтузиастов, таких, как Лариса Касьян. Такие люди возвращают веру в то, что авиация станет когда-нибудь такой же популярной среди молодежи, какой была в 30-е годы.

Лариса Касьян более 30 человек подняла на крыло: они получили свидетельства пилота, а затем и коммерческого пилота, успешно работают в коммерческой авиации, причем даже на тяжелых коммерческих судах. А в целом в содружестве с ней мы подготовили 50 человек: мы со стороны теоретической, а она - практической.

Женщин в авиации мало. Эта работа вообще не слишком ассоциируется с женщинами. Поэтому женщины-пилоты — это безоговорочно увлеченные люди, достойные всяческого внимания и почтения. Перед всеми женщинами надо снимать шляпу, но перед такими в особенности.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia