Бизнес. 16 октября 2016, 11:30
. Фото: Корр. Amurmedia
Секреты бизнеса

Директор веб-студии: Конкуренции как таковой нет, а кризис существует только в головах

Ярослав Радинский, совладелец компании RASA, утверждает, что он не бизнесмен, а настоящий ремесленник

16 октября 2016, AmurMedia. Конкурировать в уровне качества гораздо сложнее, чем в общем количестве. И если к своему делу относится как к ремеслу, то владелец компании просто обречен на успех. О том, как создаются интернет-магазины, зачем бизнесу нужны онлайн-площадки и сколько может стоить уникальный дизайн – об этом, как о своем любимом деле, корр. ИА AmurMedia рассказал генеральный директор и совладелец компании "RASA" Ярослав Радинский.

Загадочные "SEO", "SMM", "композитные технологии", "хостинги и домены" – все эти слова сложны для восприятия обычного человека и обыденность для владельца веб-студии "RASA", предоставляет комплекс услуг по разработке, продвижению и технической поддержке интернет-сайтов.

Как рассказал Ярослав, разработка сайта строится поэтапно: составление технического задания, прототипирование, дизайн и верстка сайта. Но нулевым этапом идет исследование, которое является одним из очень важных этапов.

Ярослав Радинский

Ярослав Радинский. Фото: Корр. АmurMedia

Мы не та студия, которая работает по принципу: человек пришел, сказал, что надо – мы сделали. Нет, мы сначала долго изучаем предприятие, чтобы предложить оптимальные решения для бизнеса клиента.

На качественное выполнение всех эти этапов уходит немалое количество времени, в среднем от двух до семи месяцев тратят специалисты компании на один сайт. В теории можно ускорить этот процесс, однако в этом случае, как объяснил Ярослав, владелец бизнеса получит шаблонный сайт. Это означает, что где-то в сети уже есть такой же, а то и не один. Ведь чем популярней шаблон, тем больше такая вероятность. "RASA" же специализируется на создании уникального дизайна, который больше нигде не встретить, но это требует времени, ресурсов и материальных затрат.

— Сайты "на шаблонах" делать сейчас не очень рентабельно и совсем не интересно. Тем не менее, другие студии, я знаю, работают с шаблонами, некоторые даже специализируются на этом. Но это другая бизнес-модель, поэтому конкурировать тут не в чем, — пояснил Ярослав.

Пример работы студии

Пример работы студии. Фото: Личный архив

По словам владельца "RASA", один такой уникальный сайт может стоить от 250 тысяч до 1,5 миллиона рублей. На вопрос потрясенного журналиста AmurMedia о том, какой же сайт может стоить 1,5 млн. российских рублей, Ярослав спокойно ответил, что это может быть интернет-магазин с внедрением интеграций 1С. Например, продуктов или одежды. Такие магазины обычно имеют в наличии тысячи товаров и необходимо, чтобы они вовремя попадали на сайт. А для этого нужен ежедневный обмен данными по картинкам, наименованию, наличию в штуках — это называется интеграция – очень долгий и сложный процесс.

Есть у нас имиджевый клиент – банк – у них на сайт постоянно выводятся курсы валют, драгоценных металлов и так далее, поэтому им тоже нужна интеграция, правда несколько иного толка. Интеграция с Центробанком и иными сервисами, которые являются первоисточниками этой информации, — пояснил Ярослав.

Под продвижением и поддержкой уже готовых сайтов подразумевается то самое загадочное SEO – поисковая оптимизация и SMM – продвижение в социальных сетях. Также у клиентов популярна контекстная реклама в поисковиках Yandex и Google. Еще среди услуг фирмы имеется персональная разработка рекламной кампании, например, вирусные ролики в Google. Плюс ко всему, компания Ярослава занимается внедрением автоматизации корпоративной системы CRM. Если простыми словами, то это внутрикорпоративные порталы, которые выглядят как сайты, но видят его только сотрудники той или иной компании. Это серьезный инструмент, который полезен для разного по величине бизнеса.

1 / 2

Все это достаточно сложно для понимания и, кажется, над этим должен работать целый завод. Однако в фирме Ярослава трудится всего 10 человек.

— Все они высококлассные профессионалы. Мы стараемся постоянно поднимать их skill, повышать квалификацию, уровень знаний, — с гордостью говорит директор студии.

А все потому, что тяжело быть маленькой компанией и разбираться во всем. Ярослав считает, что на данном этапе у "RASA" это не до конца получается.

1 / 3

Веб-студия существует около трех лет. А началось все с того, что волею судьбы Ярослав Радинский попал на работу в фирму, создающую сайты, обратил внимание на все недостатки, понял, как можно сделать лучше. Промониторил рынок подобных услуг, пришел к выводу, что ниша абсолютно свободна и решил, что сможет организовать свое дело.

— Я не программист и не дизайнер. Я больше менеджер и интернет-маркетолог. Всеми техническими вопросами у нас занимается Андрей, совладелец, — признается Ярослав.

Накопленный первоначальный капитал в размере 150 тысяч рублей ушел на аренду помещения, покупку компьютеров и мелкие расходы. Сразу после открытия, владельцы"RASA" не думали про деньги, работали с мелкими клиентами и надеялись на результат.

Мы прогнозировали, что через определенное время выйдем на определенные обороты, однако получалось, все очень хаотично.

Спустя три года оборот фирмы увеличился примерно в шесть раз. Неплохому старту способствовало то, что Хабаровске более 100 компаний, занимающихся веб-программированием, не считая фрилансеров. И только пять из них наиболее "на слуху", поскольку они постоянно продвигают свои услуги и не дают о себе забыть. Соответственно, в сфере веб-программирования есть конкуренция только в количестве, а не в качестве. А "RASA" изначально заняла тот сегмент, который был свободен – это единственная фирма, начавшая свою историю с разработки адаптивных сайтов на платформе Битрикс (отечественные создатели софта, имеющие партнеров по всей стране).

Награда от Битрикс

Награда от Битрикс. Фото: Корр Amurmedia

Основной сложностью ведения такого бизнеса владелец веб-студии считает специфику предоставляемых услуг и отсутствие кадров. Готовых менеджеров нет, а их обучение – вообще отдельная история. Ярослав занимается этим самостоятельно и говорит, что это огромный труд. На обучение одного специалиста, уходит около семи месяцев и никогда нет уверенности, что человек, получив опыт, не уйдет в другую фирму.

Мы продаем абстракцию, а не товар – это очень сложно. Компетенция наших продавцов значительно выше продавцов колбасы. Более того, я думаю, что один наш менеджер заменит пять менеджеров из других веб-студий.

На любимый вопрос последних лет "как справляетесь с кризисом?", владелец веб-студии усмехнулся:

— Нет никакого кризиса, кризис в головах. Многие компании закрылись, но открылось в десятки больше! Если говорить о нас, то за последние пару лет к нам пришло больше клиентов, чем ушло.

А пресловутая покупательская способность, которая снизилась по всем фронтам, по мнению Ярослава, существует только в головах у людей. Некоторые компании поняли, что открыть интернет-магазин значительно дешевле, чем открывать новый филиал оффлайн. Многие из них начали переход из материальных магазинов в интернет.

В планах на ближайшее будущее у владельцев "RASA" – переезд в просторный офис и небольшое расширение штата сотрудников. Ярослав считает, такие шаги в бизнесе должны быть обусловленными и очень осторожными.

У нас некоторые люди путаются в определении "бизнес". Мне кажется, если такой человек говорит, что он бизнесмен – он лукавит. Какой же ты бизнесмен, если круглые сутки проводишь на работе?

Себя Ярослав Радинский называет ремесленником, который сам что-то создает, а потом продает. Настоящими бизнесменами считает владельцев крупных предприятий на уровне "Forbеs".

1 / 3

— Многие меня спрашивают, как мне не надоело в течение стольких лет делать одно и то же, проводить одинаковые процессы и похожие сделки? А я понял, что получаю удовольствие от общения с людьми, ведь большинство из них – это директора и собственники больших предприятий, а они многое могут рассказать и даже научить, — с улыбкой заключил Ярослав.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia