Директор галереи "Дальарт" Дальневосточного художественного музея и фотограф-путешественник Григорий Туриянский, навсегда полюбивший Китай и миры его провинций, рассказал о фотографии, жизненных ценностях, и о том, что думают мужчины, когда им за 50. Записки "очарованного странника" – в интервью ИА AmurMedia.
В галерее "Дальарт". Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
С 2007 года Григорий Туриянский путешествует по китайским провинциям, прокладывая маршруты самостоятельно. Позже, в 2014 году, девять лет путешествий вылились в фотовыставку "В поисках Персикового источника", где было представлено 80 работ, поразивших русскую и китайскую публику. Сегодня фотограф, обычно испытывающий жажду к путешествиям, проводит дни в тишине художественной галереи.
В галерее "Дальарт". Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Галерея "Дальарт" при ДВХМ, которой в 2017 году исполнится 25 лет, работает с 1992 года. Григорий Туриянский с первых дней следит за жизнью в ней и наполняет ее различными предметами искусства и антикварными вещами, привезенными из разных стран. Ежедневную работу в этом месте он называет основной, но помимо нее, как выражается фотограф, была другая жизнь.
В галерее "Дальарт". Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
— Я был фотографом, работал в системе службы быта. Это напоминало ту работу, которую сейчас выполняют многие фотографы – снимают свадьбы, мероприятия, репортажи, людей. Раньше фотографировал много, но потом перестал. Затем несколько лет работал в театре, но тоже фотографом. Помните выражение: "Любите ли вы театр так, как люблю его я: всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, к которому способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?" Вот я с детства любил театр, в седьмом классе даже записался в кружок во Дворце пионеров. Руководила им Надежда Хаит, бывшая актриса. Именно она заразила меня любовью к театру, и те слова Белинского, которые я процитировал, мне запомнились навсегда. Артистом, к сожалению, не стал, однако удалось некоторое время там поработать. Еще музыка… Музыкантом я тоже не стал, хотя у нас была институтская группа "Лингва" на инфаке пединститута. Кто-то из группы стал профессиональным музыкантом, а кто-то, как я, нет. Но музыку люблю, и классическую, и современную. Даже сейчас она со мной: ей профессионально занимается дочь, и зять пианист. Так же и здесь – художником не стал, а работаю в художественной галерее. Все это, конечно, наложило отпечаток на мою жизнь.
Григорий Туриянский считает, что в жизни очень важно, как он выразился, моральное благосостояние.
— Я часто вспоминаю разговор с одним из успешных бизнесменов Хабаровска, который в свое время спросил: "Чего ты тут возишься? Можно купить вагон масла, спокойно его продать и не надо целый год сидеть в галерее". Это было в 90-х, но уже тогда для себя я понял, что мне не хочется просто продавать масло, потому что помимо материального благосостояния важно и моральное. Мне здесь интересно – в этом магазине продается антиквариат, предметы искусства, сувениры.
Любая старая вещь хранит в себе историю, какие-то сведения. И я могу про любой предмет, находящийся здесь, долго рассказывать.
Когда я начал работать в музее, то понял, что все это намного глубже, что есть такой предмет, как история искусств, который нужно знать и изучать. Меня это обогатило, я познакомился с интересными людьми, обладающими глубочайшими знаниями. К тому же за 25 лет десятки тысяч людей прошли перед моими глазами, в их числе и иностранцы, с которыми, благодаря полученным знаниям в институте, я могу говорить по-японски, по-французски, по-немецки и по-английски.
Ассортимент антикварного магазинчика формируется по-разному: одни вещи были привезены фотографом из многочисленных путешествий, другие просто принесли люди.
— История у всех предметов разная. Какие-то удается покупать где-то во время путешествий, какие-то приносят люди и сдают их нам на продажу. Что касается живописи и графики, то картины к нам попадают от некоторых художников, работающих с нами – они постоянно приносят свои работы.
Предметов, которые были бы мне дороги по-особенному, здесь нет – я их все люблю. Но порой жалею, что когда-то продал ту или иную вещь. Если бы можно было провернуть машину времени вспять, я многого бы не стал продавать.
Я понимаю людей, которые испытывают страсть антикварным вещам, я и сам коллекционирую мелкую пластику, нэцкэ и российские монеты.
В галерее "Дальарт". Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Помимо работы в галерее, Григорий Туриянский занимается организацией выездных выставок картин и фотографий – экспозиции представляются в Китае, на территории Хабаровского края и в галереях Хабаровска. Но главная страсть фотохудожника – путешествия, особенно по Китаю.
— В Китай я езжу регулярно уже 10 лет. Бывал и в других странах, очень любил Японию – это страна интересная и красивая, только, если сравнивать с фотографией, "цифровая". А Китай — "аналоговый", там можно поймать запахи, настоящих людей, увидеть экзотику. В Японии все давно вычистили, прихорошили, "оцифровали".
Уже после первого путешествия я понял, что Китай большой и разнообразный, в него я стал все глубже и глубже уходить. Вскоре каждое путешествие определялось какой-то одной провинцией.
На сегодняшний день я объехал уже более 20 провинций и всегда бывал там с фотоаппаратом. Снимаю то, что вижу, в основном, репортажи. В последний раз я был в октябре в провинции Шанси – это колыбель китайской цивилизации. Я влюбился в эту страну, и больше никуда не хочу ездить. В этой стране меня привлекает ее история, этнография (там проживает 56 разных национальностей, каждая из которых самобытна) и ландшафт. Мне очень нравятся походы в горы. Город уже не так привлекает, как природа, деревня, дорога, музеи, история, национальные локальные очаги культуры. Это я ищу в Китае и с успехом нахожу. Конечно, я подумываю спуститься южнее – есть такие места, как Бирма, Индия, Тибет. Хватит жизни, и там побываю.
Фотографии Китая из выставки "В поисках Персикового источника". Фото: Архив Григория Туриянского
Из поездок фотограф привозит множество работ, которые представляет зрителям на персональных выставках.
— Материала у меня много. Когда-то я подсчитывал и остановился на 10 тысячах фотографий. У всех, кто фотографирует и ведет активный образ жизни, фотографий очень много. Но это ничего не значит, потому что важны хорошие художественные фото, которые можно показать людям. Предполагаю, что в этом или следующем году обязательно выставлю что-то. Это совпадет с 25-летним юбилеем моей деятельности здесь и моим 60-летним юбилеем. Предыдущую выставку, я, кстати, тоже открыл ко дню своего рождения.
Планирую принять участие в выставке "Черно-белого портрета", которую организовывает хабаровское фотообщество. Меня великодушно пригласила руководитель этого общества Светлана Тиканова. А так я не амбициозен.
Мои работы я показываю на своей странице в Facebook, там есть друзья, которым они интересны и чье мнение важно для меня. Ну, а когда случаются большие выставки, которых у меня было несколько, тогда я представляю их на общее обозрение. Так получилось, что основная тема моих работ – это Китай. Между путешествиями я фактически не фотографирую, только изредка, когда случается выехать на природу или еще куда. Зимой не люблю фотографировать, так как холодно, не люблю зиму в принципе. А летом иногда снимаю что-то. Но у меня такой образ жизни, что я просыпаюсь в одно и то же время ежедневно, передвигаюсь по одному и тому же маршруту, с закрытыми глазами доезжаю до музея и работаю. Глаз "примылился" на этом маршруте, так сказать. Это, конечно, образно.
Фотографии Китая из выставки "В поисках Персикового источника". Фото: Архив Григория Туриянского
Поймать редкий, интересный кадр сейчас очень сложно, считает фотохудожник.
— Фотография сейчас, как авторская песня. Если прослушать 20 песен подряд, вам покажется, что там один и тот же мотив, а написать и спеть такую песню сможет каждый. Но это не значит, что песня понравится другим. А сейчас многие фотографируют… Недавно был на концерте Земфиры, там люди весь концерт снимали на телефоны. Каждый получил фото, и никого не волнует, какого оно качества. Оно просто есть. То есть здесь каждый спел свою песню, которую сам и слушает до упоения. И современная фотография по доступности напоминает мне это. А хочется ведь послушать Нетребко, и чтобы вокал был соответствующий, и музыка. Поэтому, пока не получится снять что-то действительно стоящее, не нужно выставляться.
Я, конечно, не новатор, авторских находок каких-то не использую, снимаю традиционно, так, как научился в свое время. Люблю снимать портреты, передавать внутреннее содержание, люблю снимать стариков – они красивые, в них есть мудрость. Люблю, когда удается запечатлеть внутренний мир человека, это мне и нравится.
Также снимаю пейзажи. Но художественная фотография она от того и художественная, что не просто отражает реальную действительность, а передает состояние природы, художника, снимающего эту действительность. Фотография ведь ремесло, синтетическое искусство, которое объединяет в себе творчество и работу. Как и в каждом ремесле, здесь есть масса нюансов, которые нужно узнать и пользоваться ими. Еще нужно иметь способность вовремя что-то интересное увидеть и вовремя нажать на спуск затвора. Это и называется умением фотографировать.
Фотографии Китая из выставки "В поисках Персикового источника". Фото: Архив Григория Туриянского
Однако, несмотря на пристрастие к путешествиям и фотографии, Григорий Туриянский не считает это основой своей жизни.
— Мой внутренний стержень – это моя семья. С возрастом начинаешь оценивать то, что ты сделал. Не обязательно же сделать что-то такое "супер-пупер" в жизни. Можно ничего яркого не создать, но важно понять, чего ты достиг. У меня хорошая семья, прекрасная жена, с которой мы вместе учились, играли в ансамбле, работали и живем уже 38 лет. У нас двое взрослых детей, внук, отличные отношения. И дети к нам тянутся. Все мы по образованию педагоги, и понимаем, что такое осмысленные, здоровые отношения и наследственность. Семья меня стимулирует в жизни.
Кроме семьи есть мои личные увлечения. Например, я люблю уходить в горы, подниматься высоко. Не как профессиональный альпинист, конечно. Еще меня окружают молодые люди, поэтому стараюсь соответствовать современности. Ведь мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует. Мне по ощущениям между 40 и 50 годами. Конечно, с возрастом приходит осмысленность, мудрость, появляется несколько масок, благодаря которым ты на работе один, с друзьями другой, дома третий. Но всегда хочется быть самим собой, настоящим и цельным. Я считаю, что самое важное — всегда оставаться самим собой. И в любом случае, если ты чего-то стоишь на самом деле, это никуда не денется.
Открытие фото-проекта Григория Туриянского "Очарованный странник-3" состоится 28 апреля, в 17.00, в ДВХМ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: