Общество. 27 октября 2015, 10:15
Главное для Оксаны Одариченко - заинтересовать своих учеников, "зацепить" их. Фото: Оксана Одариченко
Образование нового века

Молодые специалисты не идут в школы из-за страха перед детьми - учитель Хабаровского края

По мнению Оксаны Одариченко, в работе со школьниками помогут терпение и психологическая устойчивость

27 октября 2015, AmurMedia. Молодые педагоги Хабаровского края часто оказываются неготовыми к чрезмерной активности и своенравности современных школьников. Терпение и психологическая устойчивость - те важные и необходимые качества, которые могут помочь учителю, особенно начинающему, в работе с детьми, сообщила в интервью ИА AmurMedia учитель обществознания, права и экономики НБОУ "Многопрофильный лицей" поселка Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края, почетный работник общего образования РФ Оксана Одариченко.

- Оксана Ивановна, расскажите немного о себе. Как давно вы работаете учителем?

- Учителем я работаю уже 26 лет. Пока доучивалась на заочном отделении, работала воспитателем в школе-интернате. Сразу после окончания института я перешла в многопрофильный лицей в поселке Чегдомын. В нем я работаю с 1992 года и по сей день.

- Почему вы выбрали именно эту профессию?

- Мои ученики часто задают мне этот же самый вопрос. Я, наверное, уже с детства хотела стать учителем. Сколько себя помню - всегда играла в школу: учила то младшего брата, то его друзей, то своих одноклассников после уроков. Мастерила учебники, копила деньги на цветной мел, любила проверять тетрадки. В школе всегда была вожатой. У меня очень много грамот, хотя я сама была еще пятиклассницей. Выбор кем быть передо мной не стоял: я точно знала, что пойду в педагогический. Не сразу определилась с факультетом. Мои учителя считали, что я буду физиком, потому что у меня аналитический склад ума. А я почему-то выбрала исторический факультет. Наверное, потому что тогда он был очень престижным.

- Сейчас не жалеете о своем выборе?

- Нет, ни одного дня не пожалела. Я очень люблю свою работу! И я не представляю себя на другом месте. Уже 12 лет я работаю завучем. Одновременно с этим я являюсь учителем обществознания, экономики и права. Но в последнее время я стала все чаще ловить себя на мысли, что по призванию я, скорее, больше учитель, чем завуч.

- Вы сказали, что являетесь учителем обществознания, экономики и права. А как же история?

- Лет пять назад стали появляться такие новые предметы, как право и экономика. В институте мы их не проходили, я же еще в советское время училась. Вот эти дисциплины мне как-то приглянулись. Детям тоже очень нравится изучать основы правовых знаний, и я решила, что буду специализироваться именно на этих трех предметах - обществознании, праве и экономике. Тем более что потом под меня, как перспективного учителя в школе, стали создавать профильные классы.

- Приятно и удивительно слышать, что детям интересны сейчас именно эти дисциплины.

- Да, мы открыли первый профильный юридический класс, ввели туда право, экономику. Эти дети у меня сейчас заканчивают 11-й класс. Я проанализировала свои предыдущие выпуски и пришла к выводу: очень много моих выпускников поступают на экономический и юридический факультеты. И у меня уже есть последователи. Две мои ученицы видят себя в будущем учителями. Одна из них уже поступила на учителя истории, вторая сейчас оканчивает школу и будет поступать туда же. Я считаю это своим достижением.

- Используете ли вы в своей работе какую-либо особую, уникальную методику? Как вам удается заинтересовать детей вашим предметом?

- Мне кажется, сам учитель должен быть с горящими глазами, чтобы ему самому его предмет нравился. Я в своей работе чаще всего использую информационные технологии и ресурсы сети Интернет. Я знаю, что детей это очень интересует. Чтобы хотя бы немного отвлечь их от соцсетей, я на собственном примере показываю им: смотрите, я учитель истории, никогда раньше специально не учила информатику, а теперь я столько всего умею в этой сфере. И вы должны тоже этому научиться. Но это все только в образовательных целях. Использовать инновационные технологии на уроке в полной мере удается не всегда, но какие-то элементы применить можно. Появилась, например, технология критического мышления, которая очень легко ложится на предмет экономики, и я стала ее использовать. Появляется еще какая-нибудь инновационная технология, я также стараюсь взять из нее элементы, которые мне нравятся.

Я очень часто визуализирую процесс образования, то есть мы рисуем на уроках именно в образовательных целях. Создаем маленькие скетчи: я задаю вопросы ученикам, а они должны их визуально воспроизвести, потом защитить. Сейчас очень модно скайп-образование. Дети создают свои короткометражные ролики, в которых рассказывают о какой-либо проблеме или затрагивают тему урока.

Уже два года я использую электронные тетради. Мы не отказались при этом от обычных. Вместе с учениками мы создаем в Google электронные тетради, чтобы дети выполняли в них свои работы. Это актуально особенно сейчас, когда мы готовятся к ЕГЭ. Я думаю, что в высшем учебном заведении им это пригодится. Тетрадей нет, а в Интернете их работа лежит, воспользоваться ею можно.

- Применяете ли вы современные педагогические технологии в своей работе? Какие?

- В последнее время у нас стало набирать силу новое движение, которое называется коучинг в системе образования. Этот термин пришел в русский язык из английского. Слово "coach" в переводе означает средство передвижения - автобус, экипаж, карета. На развитие коучинга повлияли многие области знания, включая педагогику и психологию, однако самое большое влияние на его развитие оказал все же бизнес. Если говорить в общих чертах, коучинг - это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Некоторые его инструменты сейчас стали применять и в образовании. Я, к примеру, взяла оттуда педагогические артефакты. Это разные средства - видео, документы, картинки, - которые привлекают внимание, которые нас чем-то удивили, зацепили. И я подумала, что когда-нибудь вполне смогу использовать их на каком-нибудь уроке. Какое-то время я их накапливала, что-то брала у других педагогов, а теперь начала использовать на уроках.

- Что помогает вам повысить интерес школьников к вашему предмету? Есть ли у вас, может быть, какие-то личные находки, которые помогают вам работать эффективнее?

- Старшие классы знают, что любой урок в нашем лицее начинается с притчи. Если я не пришла и не прочитала школьникам притчу, они будут очень удивлены. Это стало нашей своеобразной традицией. Этим я хочу хоть немного зацепить учеников. Я часто использую различные ролики из сети Интернет. Естественно, перед этим я их внимательно просматриваю, чтобы в них не было ничего, что могло бы нарушить психику учащихся. Ведь дети разные бывают. Я использую ролики для того, чтобы подкрепить учебный материал. Учебники - это главный источник информации для школьников, но идеальных учебников, увы, нет. Поэтому, я считаю, нужно использовать все возможные источники. Мне кажется, что именно этим я своих учеников и цепляю.

- Интересно узнать, каков облик современного школьника? А что думаете о нынешних учениках вы?

- Я считаю, что каждый ребенок - личность. Знакомясь с новым классом, я всегда говорю, что у нас проходят уроки жизни. Потому что обществознание - это не наука, это предмет обо всем: о жизни, о семье, о школе, о труде. И ученики, уйдя от меня, должны уметь самое главное - высказывать свою точку зрения. Я всем говорю, что она не может быть неправильной. Это ваша точка зрения, только вы должны обязательно ее аргументировать. В своем лицеи я продвигаю такую мысль: ученику не нужно говорить нет, его нужно не столько любить, сколько видеть в нем человека, уважать его. Этим принципам я стараюсь следовать.

Хотя я всех своих учеников люблю! Они такие непосредственные, внимательные. Когда я, например, уезжаю в командировку, то всегда рассказываю людям из других городов, какие они у меня смешные, забавные, но в то же время серьезные. Мои ученики тоже по-своему учат меня, делятся со мной чем-то новым. Особенно мне с ними интересно, когда мы обсуждаем какой-нибудь художественный фильм, который очень легко ложится на уроки права. Мне очень приятно, когда они включают меня в какую-нибудь группу в Интернете, "стучатся" ко мне в скайп со своими вопросами.

- Каков уровень грамотности современной молодежи? Он выше или ниже по сравнению с вашими предыдущими выпусками?

- Сказать, что он выше или ниже, нельзя, потому что мир-то меняется. Когда я только пришла работать, у нас не было компьютеров, Интернета, но дети по-своему были грамотные. Грамотные от того, что читали газеты. Мы из этих газет самые интересные статьи вырезали, потом клеили их на стенд, то есть обходились чем-то малым. Сейчас это уже немного другое поколение - поколение Z. Дети сейчас более открытые, самостоятельные, уверенные. Старшеклассники интересуются политикой, задают вопросы о государстве. Мои ученики очень глубокие. Они иногда так меня трогают своими взглядами на жизнь, своими идеями, мыслями. Но, несмотря на то, что школьники интересуются нашей страной, очень многие из них все же жить в ней не хотят. Многие уезжают, покидают наш маленький поселок. Они желают учиться в Петербурге, а не в Хабаровске. Это немного обидно.

Мне кажется, что каждое поколение грамотно по-своему. Мой первый выпуск по своим взглядам на жизнь от моих нынешних учеников, конечно, отличается. Сейчас школьники другие. Они самоуверенные, умеют хорошо ориентироваться в наших современных условиях, у них можно чему-то научиться. Меня очень радует, что иногда ученики даже мне могут дать фору, рассказать что-то интересное, помочь советом. Современные ученики очень предприимчивые. Они более целеустремленные. Школьники сегодня уже знают, кем они хотят быть, сколько хотят зарабатывать. Расспросов о том, куда им лучше поступить, как это было раньше, сейчас практически нет. Начиная уже с девятого класса, они умеют строить свою жизнь. Наверное, это и оттого, что в школе поменялось содержание предметов.

Помимо обязательных предметов, я с ними занимаюсь еще и предпринимательской деятельностью. У нас сейчас это очень хорошо развито среди молодежи. Ученики создают собственные проекты. Школьники сейчас более активные, цель у них точно есть, они знают, кем будут. Многие ученики рассуждают сейчас так: если мне не нужен этот предмет, я не буду прилагать к нему много усилий. Ведь я уже знаю, что в будущем его сдавать не буду. "Пять" или "четыре" по этой дисциплине меня устроят. Детально изучать буду только то, что мне пригодится в будущем. Они сейчас очень деловые, даже можно сказать, прагматичные.

- Нужны ли, по вашему мнению, какие-то особые качества современному педагогу?

- Ценности у нас в обществе меняются. Я-то еще воспитывалась в советское время. Вспоминаю, как учили меня, и сравниваю с тем, как я сама сейчас провожу уроки. Подходы совершенно разные. Мне кажется, что предметная грамотность, компетентность в своей области по-прежнему являются для учителя самым главным. Но так как дети сейчас суперактивные, энергичные, этакие индиго, очень многие с нарушенной психикой, то, наверное, современному педагогу больше всего нужно терпение. Необходимым становится также изучение именно психологических особенностей школьников.

У нас сейчас субъектное обучение, то ест ученик - это полноправный партнер, которого нужно научить не предмету, а добывать знания самостоятельно. И поэтому терпение, психологическая устойчивость - это самые необходимые учителю качества. Почему студенты, побывав в школе на практике, потом к нам так и не приходят? Потому что они не выдерживают мощной энергии младших школьников, их пугает шквал непростых вопросов старшеклассников. Будущие специалисты психологически неустойчивы. Их нужно морально готовить, что дети сейчас совершенно другие, они не будут стоять по стойке смирно, не будут поднимать руку, будут выкрикивать.

Мне кажется, что психология на сегодняшний день, знание особенностей современных школьников сейчас выпадают. Молодые педагоги просто боятся детей. Поэтому еще раз желаю им терпения и психологической устойчивости. А в остальном, мне кажется, все осталось без особых изменений.

- Как вы представляете свою карьеру, например, лет через пять? Ваши планы на будущее?

- Когда директор уходит в отпуск, я исполняю его обязанности. И когда ты пробуешь себя в другой роли, ты понимаешь, что это точно не твое. Директор и завуч выполняют совершенно разные функции. Я проанализировала ситуацию в районе и сказала директору, что я самый старый завуч в нашем лицее. На что она мне ответила: не старый, а опытный. По сравнению с другими у меня действительно большой опыт работы завучем, но склоняюсь я все-таки к преподаванию. Я очень тщательно готовлюсь к уроку, сижу над ним по два-три часа. Хотя я могу прийти и просто рассказать. Но мне хочется, чтобы не я рассказывала, а чтобы дети работали со мной и что-то постигали. О том, что будет дальше, я пока не думаю. Мне хочется быть просто учителем. Хотя и думаешь: а кто же все остальное будет делать?

- Что является самым сложным в вашей работе? От чего вы, может быть, устаете?

- Учителя сегодня буквально завалены так называемым бумаготворчеством. Вечными отчетами! А это отнимает очень много времени. На творчество, новые идеи его практически не остается. Я человек, не сказать, чтобы очень активный. Сижу и думаю: я нигде не поучаствовала, что-то не сделала. На душе от этого становится как-то пусто. Мне бы поучаствовать в каком-нибудь конкурсе, написать, почитать, посмотреть, узнать что-нибудь новое в педагогике. К семинарам, в которых дети должны участвовать, готовлюсь с горящими глазами.

Как я уже говорила, мы обучаемся по новому стилю в образовании - коучингу. Вот в этом направлении планов громадье. Кроме того нужно выпустить класс, который мне близок и дорог. Мы с ними прошли и "Школу года" и "Учитель года", и ЕГЭ у нас будет первое по обществознанию. Мы вместе прошли молодежное предпринимательство. Мои ученики сами зарабатывали все лето деньги, отчитывались. Планов много, но не в карьерном росте. Если мне интересно, то и детям будет точно интересно. Я могу рассказать им о чем-то так, что им будет интересно. После любой командировки, я вместо урока рассказываю детям о своей поездке, выступаю перед ними. Ученики сами просят меня об этом. Им это интересно.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia