Как защитить свои трудовые права в условиях кризиса?

  • 23—30 января 2015
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #5. 29 января, 01:09
    В центре Хабаровска на перекрёстке М.Амурского-Дзержинского установлен большой рекламный баннер с изображением полуголой несовершеннолетней особы в акксессуарах для кардебалета. Как Вы считаете - в краевом центре рекламное оформление улиц и перекрёстков должно соответствовать номам морали и семейных традиций трудящихся? Или интересы подпольных борделей и коммерческих заведений берут верх?
    • Кононенко Галина Анатольевна
      председатель
      Несомненно, реклама и любое иное оформление наших городов и населённых пунктов должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством и нормами морали и этики. Не могут быть они направлены на разрушение семейных устоев, национальных и культурных традиций, быть оскорбительными в отношении религиозных ценностей и чувств верующих, политических и идеологических убеждений, носить характер дискриминации по расовым, половым и иным признакам. Следить за содержанием рекламы и наказывать за правонарушения - обязанность органов контроля и надзора.

      Однако и рекламодатели, и изготовители рекламы и наружного оформления должны иметь не только чувство меры, художественного вкуса и литературного чутья, но и гражданскую совесть, так как они непосредственно отвечают перед обществом за последствия такого воздействия на восприятие и чувства людей и, конечно, несут за это социальную ответственность.
  • #4. 29 января, 00:22
    Здравствуйте, Галина Анатольевна!
    Мы – сотрудники одного из отделов государственного учреждения дополнительного образования. В марте 2014 года был создан центр во главе с начальником, который состоит из двух отделов с другими двумя начальниками. В одном из этих отделов работают два подчиненных – специалиста, в другом отделе на 0,5 ставки устроен дизайнер, у которого время от времени появляются задания. До дня основания центра эти же люди работали на равных условиях, выполняли одинаковую работу, получая равную зарплату.
    Но с прошлого года начальники получают заработную плату в 2,5- 3 раза больше, чем обычные специалисты, которые выполняют 85% работы всего центра (данные обоснованные и реальные). Начальник центра объясняет завышенные з/п и премии себе и своим «братьям по должности» тем, что у них в договоре написано «начальник», а у нас «подчиненный». Из его логики следует, что несмотря, сколько, кто работает и допускает ошибок, начальники всегда будут получать з/п 70 тыс + премию 15 тыс, а подчиненный – 30 тыс+ максимально 4 тыс премии. А иногда и вовсе ставит премию в 0 рублей, отказываясь что-либо объяснять из-за отсутствия фактов. Начальник не рассматривает варианта повысить з/п и премии в связи с кризисом и тяжелой политической и экономической ситуации в стране. Работа в праздники, выходные и после официального окончания рабочего дня - отдельная тема. По логике того же начальника, в будний день мы должны работать столько, сколько он захотел (часто это до 20-21 часа, хотя в трудовом договоре рабочий день ограничен 18.00). За выходные дни и праздники платить отказывается (как положено по трудовому кодексу), только отгул.

    В нашем кабинете, площадью около 40 кв. м, температура воздуха редко поднимается до 18 градусов. Здание, в котором мы работаем, принадлежит к памятникам архитектуры - столетний кирпичный трехэтажный дом. Кабинет располагается на первом этаже, подоконник на уровне земли, окна - старые деревянные, с кучей щелей (скорее всего стоят со дня постройки здания), основательного фундамента под нами нет (да в те года, об этом и не знали, наверно), поэтому пол всегда ледяной, потолки высокие. Отопление практически не ощущается: холодное здание и постоянный сквозняк делают свое дело. Дабы мы не окочурились, руководство выделило нам один обогреватель, вот только толку от него практически нет: такую большую площадь он прогреть не в состоянии, плюс "свежий" уличный ветерок постоянно задувает в щели окон. Заклеивание этих самых щелей никак не помогает. К слову, работа сидячая, а значит замерзаешь уже буквально через 20 минут нахождения на рабочем месте. Никаких надбавок и компенсаций за такие экстримальные условия труда мы не видим. И рабочий день тоже никак не сокращается. Приходится постоянно кутаться в теплые вещи и работать в перчатках. При этом такой микроклимат плачевно сказывается на здоровье сотрудников.
    Подскажите, пожалуйста, куда нам обратиться и как действовать в сложившейся ситуации?
    • Кононенко Галина Анатольевна
      председатель
      Здравствуйте, ответить на ваш вопрос, связанный с заработной платой, возможно лишь при ознакомлении с Положением об оплате труда в вашем учреждении и условиями коллективного договора, если таковые имеются. Вы можете обратиться за разъяснением в вышестоящую организацию или непосредственно в Министерство образования и науки Хабаровского края.

      Что касается условий, в которых вам приходится трудиться на рабочем месте, то работодатель в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений и применяемого оборудования. Также в соответствии с данной статьёй работодатель обязан провести специальную оценку условий труда.

      Как поясняет главный технический инспектор труда нашего профобъединения С.В. Тюкавкин, специальная оценка условий труда проводится для выявления наличия вредных и опасных производственных факторов, оказывающих негативное воздействие на работников в процессе трудовой деятельности. Такими негативными факторами являются химические вещества, биологические и физические факторы.

      В вашем случае имеют место вредные физические факторы, такие как: пониженная температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, т.е. так называемый микроклимат. Вполне вероятно в вашем случае и наличие вредного химического фактора.

      Процедура проведения специальной оценки условий труда определена Федеральным законом ФЗ №426 от 28 февраля 2013 года «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда проводится комиссией, созданной приказом работодателя, однако все инструментальные замеры должны проводиться экспертами организаций, аккредитованных в установленном порядке для проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Минтруда РФ: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations.

      На основании проведённой специальной оценки условий труда доплаты и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливаются работникам в том случае, если на их рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы.

      Минимальные размеры доплат и компенсаций установлены Трудовым кодексом РФ. Так, минимальное повышение оплаты труда составляет 4 %, минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда - не менее 7 календарных дней, сокращённая продолжительность рабочей недели - не более 36 часов в неделю.

      Если в вашей организации создана первичная профсоюзная организация, то вы можете обратиться за более подробными объяснениями и оказанием практической помощи в Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов по адресу: Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 4.

      В том случае, если у вас нет профсоюзной организации, то вы имеете право обратиться с заявлением произвольной формы о нарушении ваших прав в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае по адресу: Хабаровск, ул. Серышева, 60.
  • #3. 27 января, 01:42
    Галина Анатольевна! Будет ли выполнено краевое Соглашение в 2015 году об установлении минимальной заработной платы в крае на уровне 90% прожиточного минимума трудоспособного населения края?
    Почему работодатели не устанавливают размер минимальных тарифных ставок на предприятиях в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Какие меры принимает в этом отношении объединение профсоюзов?
    • Кононенко Галина Анатольевна
      председатель

      В своём ответе на первый вопрос я уже сообщала, что по утвержденному на 2015 год плану работы краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в марте на её заседании будет рассмотрен вопрос об установлении в текущем году минимальной заработной платы (МЗП) в Хабаровском крае в размере 90% от прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с решением комиссии будет определён срок подписания трёхстороннего Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае.

      Отмечу особо, что сторона профсоюзов будет добиваться того, чтобы новый размер МЗП был установлен уже в первом полугодии 2015 года, исходя из действующей на тот момент величины прожиточного минимума в крае.

      Что касается тарифного регулирования заработной платы, то в соответствии с Трудовым кодексом РФ эти вопросы организации решают самостоятельно. Так, согласно ст. 143 ТК РФ, тарифные системы оплаты труда как в коммерческих организациях, так и в государственных и муниципальных учреждениях, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      При проведении экспертизы проектов коллективных договоров специалисты нашего профобъединения обращают внимание представителей первичных профсоюзных организаций на эту особенность в трудовом законодательстве. Работодатели и профсоюзы могут и должны использовать при установлении гарантированных тарифных ставок и окладов (при выполнении нормы труда) соглашения и коллективные договоры.

      Мы настоятельно рекомендуем всем трудовым коллективам, профсоюзным организациям в ходе колдоговорных кампаний добиваться от работодателей установления тарифной ставки (оклада) в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и закрепить в коллективном договоре эти положения, которые должны стать его неотъемлемой частью. Ведь отраслевые соглашения учитывают не только специфику отрасли, но и различия в стоимости жизни, возможности региональной экономики, а также рыночную цену труда, дифференцированную по территориям.

      Напомню, что предприятия, делегировавшие полномочия объединениям работодателей отрасли или региона, обязаны в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ и ст. 18 Закона Хабаровского края «О социальном партнерстве в сфере труда» от 31 марта 1999 г. №114 обеспечить соблюдение тех гарантий по основной заработной плате, которые установлены в отраслевом, межрегиональном и региональном соглашениях, и включить тарифные ставки и оклады в коллективные договоры.

  • #2. 26 января, 00:19
    Есть ли какие-то конкретные плановые сроки перевода всех зарплат трудящихся в легальный сектор экономики? Сколько лет ещё будут практиковаться так называемые серые зарплаты?
    • Кононенко Галина Анатольевна
      председатель
      Проблема «серых» зарплат находится в центре внимания профсоюзов постоянно. Как известно, такие расчёты с работниками являются частью «теневой» экономики и давно стали бичом в трудовых отношениях. Документально подтвердить факт выплаты «серой» зарплаты крайне сложно. Радикальных мер борьбы с этим явлением сегодня пока нет. Ситуация осложняется тем, что сами работники соглашаются на зарплату «в конвертах» либо по разным причинам не могут противостоять работодателю. И таких, по данным Минтруда РФ, около 20% работающих.

      Бороться с этим негативным явлением нужно всем миром. Прежде всего, самим работникам необходимо требовать от работодателя оформления трудовых отношений «в белую» и, соответственно, отчислений налогов и страховых взносов в полном объеме, а также объединяться в профсоюз. Как правило, там, где созданы и активно действуют профсоюзные организации, нет места "серым" отношениям.

      В рамках социального партнёрства Соглашение между Хабаровским краевым объединением профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и правительством Хабаровского края на 2014-2016 годы (п. 3.1.11) обязывает стороны принимать меры по недопущению в отношении работников организаций края «теневых» способов выплаты заработной платы.

      Также краевая трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в мае 2014 года при рассмотрении вопроса о выполнении Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае приняла решение: сторонам правительства и профсоюзов продолжить проведение информационной и разъяснительной работы об обязательном соблюдении трудового законодательства, недопущении нелегальных трудовых отношений и выплаты «серой» зарплаты, о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и неуплаты налоговыми агентами налогов в бюджет.

      Стороне работодателей этим решением предписано не допускать случаев выплаты «серой» зарплаты и несвоевременного или не в полном объеме перечисления страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование. А Государственной инспекции труда в Хабаровском крае указано на необходимость осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями трудового законодательства.
      В марте 2015 года секретариат комиссии рассмотрит информацию о выполнении этого решения.

      В условиях кризиса некоторые работодатели надеются на то, что «серые» зарплаты послужат им «подушкой» финансовой безопасности, однако чаще всего она становится камнем преткновения для работников и не спасает предприятия.

      Как стало известно на днях, Министерство труда и социальной защиты разработало законопроект, вводящий внеплановые проверки компаний на предмет уклонения от уплаты страховых взносов за работников. Возможно, эти мероприятия помогут в борьбе с нелегальным трудоустройством и неофициальными, "серыми", зарплатами.
  • #1. 25 января, 00:06
    Галина Анатольевна, почему до сих пор (уже месяц прошёл после повышения цен на основные продукты питания в 2 раза) в Хабаровском крае не пересмотрен размер потребительской корзины и в связи с ней - минимальной оплаты труда на предприятиях и и фирмах?

    Кто из организаций власти это должен делать и когда?
    • Кононенко Галина Анатольевна
      председатель
      Как справедливо замечено в вашем вопросе, работодатели в определении минимальной заработной платы должны ориентироваться на стоимость потребительской корзины и установленный в соответствии с ней прожиточный минимум населения. Этого последовательно добиваются профсоюзы на протяжении последних лет, требуя закрепить норму о том, что минимальная зарплата (МЗП) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе. Напомню, что региональный уровень МЗП устанавливается исключительно соглашением между сторонами социального партнёрства в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Однако регулярно повышая «минималку» в крае, мы не успевали за краевым прожиточным минимумом – в отдельные периоды их соотношение было ниже 65%!

      После долгих споров и разногласий профсоюзам удалось убедить работодателей и краевую власть «привязать» минимальную зарплату к показателю прожиточного минимума и устанавливать её в процентном соотношении. Таким образом, краевым Соглашением между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и правительством Хабаровского края на 2014-2016 годы (п. 3.1.6) впервые было предусмотрено поэтапное повышение минимальной заработной платы: в 2014 году – не ниже 80%, в 2015 году - не менее 90% и в 2016 году - не менее 100% прожиточного минимума трудоспособного населения края.

      Соглашение выполняется в предусмотренные сроки: так, с 1 сентября прошлого года МЗП в крае был установлен в размере 9485 рублей, что составило 80% от прожиточного минимума, который для трудоспособного населения края во втором квартале 2014 года составил 11857 рублей.

      Согласно утвержденному на 2015 год плану работы Хабаровской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в марте на её заседании будет рассмотрен вопрос об установлении в текущем году минимальной заработной платы в Хабаровском крае в размере 90% от прожиточного минимума трудоспособного населения края. В соответствии с решением комиссии будет подписано трёхстороннее соглашение: новый размер МЗП будет установлен, исходя из действующей на тот момент величины прожиточного минимума.

      К сведению, расчёты производятся в соответствии с Законом Хабаровского края от 7 мая 2013 года № 282 «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Хабаровском крае». По результатам мониторинга цен и на основании расчётов, которые ведёт Министерство экономического развития и внешних связей края, ежеквартально постановлением губернатора устанавливается величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения. Как правило, постановление выходит в конце первого – начале второго месяца, следующего за предыдущим кварталом. Следовательно, в ближайшие дни мы будем знать точную величину прожиточного минимума в крае за четвертый квартал 2014 года.